О реализуемых основных и дополнительных образовательных программах
Об учебном плане
Учебный план МБДОУ «Детский сад №1 «Селита» с.Сержень-Юрт» (далее – ДОУ) реализующий программы дошкольного образования разработан на основании нормативных документов:
-ФЗ № 273 от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации»;
-ФГОС ДО (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155, зарегистрировано в Минюсте России 14 ноября 2013 г., регистрационный № 30384; в редакции приказа Минпросвещения России от 8 ноября 2022 г. № 955, зарегистрировано в Минюсте России 6 февраля 2023 г., регистрационный № 72264);
-Федеральная образовательная программа дошкольного образования (утверждена приказом Минпросвещения России от 25 ноября 2022 г. № 1028, зарегистрировано в Минюсте России 28 декабря 2022 г., регистрационный № 71847);
-«Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
-Приказом Министерства образования Российской Федерации от 14.03.2000 № 65/23-16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения»;
-Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации №16 от 30.06.2020г. «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4.3598-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции»;
-Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.07.2020 № 373 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования».
Учебный план ДОУ определяет максимальный объем учебной нагрузки воспитанников, распределяет учебное время, отводимое на освоение обязательной части программы и части, формируемой участника образовательных отношений стандартом дошкольного образования по возрастным группам и образовательным областям.
Учебный план ДОУ реализует следующие программы:
1.Содержание обязательной части ОП ДО выстроено в соответствии с Федеральной образовательной программой дошкольного образования.
2.Содержание вариативной (формируемой участниками образовательного процесса) части выстроена в соответствии с парциальными программами:
-«Основы безопасности детей дошкольного возраста» под редакцией Авдеевой Н.Н., Князевой Н.Л., Стѐркиной Р.Б.;
- Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду./ под ред. Николаевой С.Н.;
- «Мой край родной» Масаева З.В. Развивающая программа для дошкольников от 3 до 7 лет;
-Программа эколого-оздоровительного воспитания дошкольника «В стране здоровья». Авторы составители: Лободин В.Т., Федоренко А.Д., Александрова Г.В.;
- учебно-методическое пособие «Сан къоман хазна». Авторы составители: Абдрахманова Ж.М., Джунаидов С.С.;
- Физическая культура в детском саду. Л.И.Пензулаева
-Экономическое воспитание дошкольников: «Формирование предпосылок финансовой грамотности», Примерная парциальная образовательная программа дошкольного образования для детей 5-7 лет. Авторы составители: Шатова А.Д., Аксенова Ю.А., Кириллов И.Л., Давыдова В.Е., Мищенко И.С.
Данный выбор программ обеспечивает целостность образовательной работы, и содействует эффективному решению проблемы преемственности при постепенном переходе из одной возрастной группы в другую. Содержание программ способствует целостному развитию личности ребенка дошкольного возраста по основным направлениям: физическое, художественно-эстетическое, социально-коммуникативное, познавательное и речевое развития.
Реализуемые в учреждении Образовательные программы структурируют объем содержания по всем видам дошкольной деятельности в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями дошкольников.
Учебный план ДОУ в части уровня и направленности реализуемых образовательных программ по дошкольному образованию, соответствует виду, типу ДОУ, Уставу ДОУ и лицензии. Обязательная часть учебного плана реализует в полном объеме и обеспечивает приобретение интегративных качеств выпускниками в результате освоения Образовательной программы дошкольного образования.
Образовательная деятельность (занятия) по реализации части, формируемой участниками образовательных отношений организуется во всех возрастных группах 3-7 лет в одну неделю месяца. Объем образовательной деятельности (занятий) в неделю представлен в обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений учебного плана для каждой возрастной группы.
Основными задачами учебного плана являются:
-регулирование объема образовательной нагрузки;
-реализация ФГОС ДО к содержанию и организации образовательного процесса;
-реализация части, формируемой участниками образовательных отношений учитывает специфику национальных и социокультурных особенностей ДОУ;
-обеспечение единства обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений;
В структуре учебного плана ДОУ выделены две части –обязательная и часть, формируемая участниками образовательных отношений.
Обязательная часть Образовательной программы ДОУ представлена (не менее 60%), а часть, формируемая участниками образовательных отношений учитывает условия ДОУ, интересы и особенности воспитанников, запросы родителей (не более 40%). Обе части учебного плана реализуются во взаимодействии друг с другом, органично дополняя друг друга, и направлены на всестороннее развитие дошкольников. Обязательная часть учебного плана включает следующие направления развития: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое, физическое развитие.
Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
Художественно-эстетическое развитие включает образовательную деятельность (занятия) по рисованию, лепке, аппликации.
Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).
Объем образовательной деятельности (занятий) в неделю представлен в обязательной части и части формируемой участниками образовательных отношений учебного плана для каждой возрастной группы. Для воспитанников ДОУ организованна 5-дневная образовательная неделя. Обучение ведется в очной форме на русском и родном языке. Максимальный объем учебной нагрузки не превышает требований СП и определяется в соответствии с психофизическими особенностями на каждом возрастном этапе. Количество компонентов образовательной деятельности (занятий) и их продолжительность, время проведения соответствуют требованиям СП. Образовательная деятельность, требующая повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, проводится в первую половину дня и в дни наиболее высокой работоспособности детей. Для профилактики утомления занятия познавательной направленности чередуются с занятиями художественно-эстетического направления.
Режим работы ДОУ: с 07.00. до 19.00. (12 часов). ДОУ работает по 5-дневной рабочей неделе. В субботу, воскресенье и праздничные дни ДОУ не работает.
Продолжительность образовательной деятельности составляет не более:
-10 мин. – для детей от 2 до 3 лет
-15 мин. – для детей от 3 до 4 лет;
-20 мин. – для детей от 4 до 5 лет;
-25 мин. – для детей от 5 до 6 лет.
Допускается осуществлять образовательную деятельность в первую и во вторую половину дня после дневного сна (не более 25- 30 мин);
-30 мин. – для детей от 6 до 7 лет.
Продолжительность дневной суммарной образовательной нагрузки для детей раннего и дошкольного возраста не более:
-20мин.-для детей раннего возраста от 2 до 3лет;
-30 мин.– для детей дошкольного возраста от 3 до 4 лет;
-40 мин.– для детей дошкольного возраста от 4 до 5 лет;
-50 мин. или 75 мин. при организации 1 занятия после сна – для детей дошкольного возраста от 5 до 6 лет.
В середине времени, отведенного на образовательную деятельность, проводят физкультурные минутки. Перерывы между периодами образовательной деятельности (занятий) – не менее 10 минут.
Максимально допустимый объем недельной образовательной деятельности составляет:
-10 занятий в неделю продолжительностью 10 мин. – для детей младшего дошкольного возраста от 2 до 3 лет;
-10 занятий в неделю продолжительностью 15 мин. – для детей младшего дошкольного возраста от 3 до 4 лет;
-10 занятий в неделю продолжительностью 20 мин. – для детей среднего дошкольного возраста от 4 до 5 лет;
-13 занятий в неделю продолжительностью 25 мин. – для детей старшего дошкольного возраста от 5 до 6 лет.
3.4. Образовательная деятельность осуществляется:
-в форме образовательной деятельности (занятий), для которой выделено в режиме дня специально отведенное время по расписанию;
-в форме образовательной деятельности в режимных моментах (ОД в РМ) подгруппами и индивидуально в течение дня (в игровой и совместной деятельности, на прогулке, в утренний и вечерний отрезок времени и пр.).
Образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста может осуществляться во второй половине дня после дневного сна. Её продолжительность должна составлять не более 25-30 минут в день.
Образовательная деятельность, требующая повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, организуется, по возможности, в первую половину дня.
Образовательная деятельность (занятии) проводится во время учебного года. Продолжительность учебного года – с 1 сентября по 31 мая. Продолжительность учебной недели – 5 дней (понедельник – пятница).
В середине учебного года (с 1 января по 9 января) праздничные дни.
В летний период с 1 июня по 31 августа в форме образовательной деятельности проводятся:
-музыкальные занятия, образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»;
-физкультурные занятия, образовательная область «Физическое развитие».
В летний период организуются подвижные и спортивные игры, праздники, увеличивается продолжительность прогулок.
Учебный план
Количество часов всего по программе
Виды занятий |
Возраст |
||||
Образовательная область |
Содержание образовательной области |
2-3 |
3-4 |
4-5 |
5-6 |
Длительность занятий (мин.) |
|||||
10 |
15 |
20 |
25 |
||
Количество занятий в неделю |
|||||
10 |
10 |
10 |
13 |
||
Количество занятий в месяц/год |
|||||
М/Г |
М/Г |
М/Г |
М/Г |
||
Физическое развитие |
Физическая культура |
12/108 |
12/108 |
12/108 |
12/108 |
Познавательное развитие |
Математические представления |
- |
4/36 |
4/36 |
4/36 |
Ребенок и окружающий мир |
4/36 |
4/36 |
4/36 |
8/72 |
|
Речевое развитие
|
Развитие речи |
4/36 |
4/36 |
4/36 |
8/72 |
Художественно–эстетическое развитие |
Рисование |
4/36 |
4/36 |
4/36 |
8/72 |
Лепка |
2/18 |
2/18 |
2/18 |
2/18 |
|
Аппликация |
2/18 |
2/18 |
2/18 |
2/18 |
|
Музыка |
8/72 |
8/72 |
8/72 |
8/72 |
|
Социально-коммуникативное развитие |
|
В интеграции и в течении дня во время режимных моментов |
Обязательная часть
Виды занятий |
Возраст |
||||
Образовательная область |
Содержание образовательной области |
2-3 |
3-4 |
4-5 |
5-6 |
Длительность занятий (мин) |
|||||
10 |
15 |
20 |
25 |
||
Количество занятий в неделю |
|||||
10 |
10 |
10 |
13 |
||
Количество занятий в месяц/год |
|||||
М/Г |
М/Г |
М/Г |
|||
Физическое развитие |
Физическая культура |
12/108 |
12/108 |
12/108 |
12/108 |
Познавательное развитие |
Математические представления |
- |
4/36 |
4/36 |
4/36 |
Ознакомление с окружающим миром |
4/36 |
3/27 |
3/27 |
6/54 |
|
Речевое развитие |
Развитие речи |
4/36 |
3/27 |
3/27 |
6/54 |
Художественно–эстетическое развитие |
Рисование |
4/36 |
3/27 |
3/27 |
6/54 |
Лепка |
2/18 |
2/18 |
2/18 |
2/18 |
|
Аппликация |
2/18 |
2/18 |
2/18 |
2/18 |
|
Музыка |
8/72 |
6/54 |
6/54 |
6/54 |
|
Социально-коммуникативное развитие (В интеграции и в течении дня во время режимных моментов) |
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Виды занятий |
Возраст |
|||
Образовательная область |
Содержание образовательной области |
3-4 |
4-5 |
5-6 |
Длительность занятий (мин) |
||||
15 |
20 |
25 |
||
Количество занятий в неделю |
||||
10 |
10 |
13 |
||
Количество занятий в месяц/год |
||||
М/Г |
М/Г |
М/Г |
||
Речевое развитие |
Развитие речи |
1/9 |
1/9 |
2/18 |
Познавательное развитие |
Ознакомление с окружающим миром |
1/9
|
1/9 |
2/18
|
Математические представления/Сенсорные эталоны |
-
|
- |
1/9 |
|
Физическое развитие |
Физическая культура |
3/27 |
3/27 |
3/27 |
Художественно–эстетическое развитие |
Рисование |
1/9 |
1/9 |
2/18 |
Музыка |
2/18 |
2/18 |
2/18 |
|
Социально-коммуникативное развитие (В интеграции и в течении дня во время режимных моментов) |
О календарно-учебном графике
Календарный учебный график
Календарный учебный график является локальным нормативным документом, регламентирующим общие требования к организации образовательного процесса в 2024-2025 учебном году в МБДОУ «Детский сад №1 «Селита» с.Сержень-Юрт».
Календарный учебный график разработан в соответствии со следующими нормативными документами:
‒ Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (часть 9 статьи 2);
‒ Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 июля 2020 г. № 373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам дошкольного образования»
‒ СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
‒ Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155);
‒ Федеральной образовательной программой, разработанной в соответствии с Порядком разработки и утверждения федеральных основных общеобразовательных программ, утвержденным приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 30 сентября 2022 г. № 874 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 2 ноября 2022 г., регистрационный № 70809);
‒ Уставом ДОУ.
Календарный учебный график учитывает в полном объеме возрастные психофизические особенности воспитанников и отвечает требованиям охраны их жизни и здоровья. Содержание календарного учебного графика включает в себя следующие сведения:
‒ режим работы ДОУ;
‒ продолжительность учебного года;
‒ количество недель в учебном году;
‒ сроки проведения мониторинга;
‒ формы организации образовательного процесса в течение недели с учетом максимальной допустимой нагрузки в организованных формах обучения.
Режим работы ДОУ: 12-часовой (с 7.00 – 19.00), рабочая неделя состоит из 5 дней, суббота и воскресенье – выходные дни.
Продолжительность учебного года составляет 38 недель (1 и 2 полугодия) без учета каникулярного времени.
Годовой календарный учебный график на 2024-2025 учебный год
|
ГРУППЫ |
|||||||
|
Вторая группа раннего возраста |
Младшая группа |
Средняя группа |
Старшая группа |
||||
|
Режим работы ДОУ |
Пятидневная рабочая неделя, с 07.00 до 12.00 часов. Выходные дни: суббота, воскресенье и праздничные дни. |
||||||
|
Начало учебного года |
02.09.2024 г. |
||||||
|
Окончание учебного года |
31.05.2024г. |
||||||
|
Сроки проведения зимних каникул |
с 30.12.2024г. по 08.01.2025 г. |
||||||
|
Летний оздоровительный период |
с 01.06.2025 по 31.08.2025 |
||||||
|
Продолжительность учебного года |
38 недель |
||||||
|
Нерабочие, праздничные дни, установленные законодательством РФ |
День народного единства и согласия 04.11.2024 (05.11.2024–перенесённый выходной день) Новогодние каникулы и Рождество с 01.01.2025 по 08.01.2025 День защитника Отечества 22-23.02.2025 Международный женский день 08.03.2025 Праздник весны и труда 01.05.2025 (01-04.05.2025, –выходные дни) День Победы 09.05.2025 День России 12.06.2025 |
||||||
|
Продолжительность образовательной деятельности |
не более 10 мин |
не более 15 мин |
не более 20 мин |
не более 25 мин |
|||
|
Продолжительность дневной суммарной образовательной нагрузки для детей дошкольного возраста |
не более 20 мин |
не более 30 мин |
не более 40 мин |
Не более 50 мин или 75 мин при организации образовательной деятельности после дневного сна |
|||
|
Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в неделю |
не более 1ч 40 мин
|
не более 2ч 30 мин
|
не более 3ч 20 мин
|
не более 5ч 50мин
|
|||
|
Перерыв между периодами основной образовательной деятельности (в том числе и между под- группами) |
10 мин.
|
||||||
|
Дополнительное образование (кружки) |
|
|
25 мин. |
||||
|
2 раза в неделю |
|||||||
Мероприятия, проводимые в рамках образовательного процесса |
||||||||
Мониторинг достижения детьми планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования: |
||||||||
Наименование |
Сроки |
Количество дней |
||||||
Педагогическая диагностика, первичный мониторинг |
Первая половина октября |
2 недели |
||||||
Итоговый мониторинг |
Первая половина мая |
2 недели |
||||||
Во время каникул и в летний оздоровительный период проводится образовательная деятельность художественно-эстетического цикла, а также спортивные и подвижные игры, спортивные праздники, экскурсии и др.